Инновационный проект "Медицинский класс в сельской школе"

Наименование проекта

«Медицинский класс в сельской школе»

Анализ социокультурной ситуации

Численность постоянного населения на начало 2021 г. увеличилась на 1,0% и составила 21019 человек (2020 г. – 20952). Рост численности произошел во всех группах населения. Плотность населения составляет 302 чел. на 1 кв. км. Удаленность населенных пунктов от районного центра составляет от 7 км до  250 км. В районе всего 27 населенных пунктов, из которых 1 (Тобуя) - расположены на расстоянии свыше 250 км от центра района.

Всего по району функционирует 24 медицинских организаций (обособленных структурных подразделений). Система оказания медицинской помощи представлена: ЦРБ, 4  врачебных амбулаторий, 4 офиса врача общей практики, 11 ФАП, ФП, домовые хозяйства: 6 (уч. Быччыгдан, Кулусуннах, Бютейдях, Май, Кетердях, Давыдов)

 

Укомплектованность медицинскими кадрами:

ВРАЧИ:

Всего – 59;

Врач – биолог – 1;

Провизор – 1;

Женщин – 44;

Укомплектованность – 91%;

Обеспеченность  на  10.000   населения - 28,07;

Работающие пенсионеры – 13 (21,6%);

Врачи предпенсионного возраста – 8 (13,5%);

 

СРЕДНИЙ МЕДИЦИНСКИЙ ПЕРСОНАЛ:

Всего – 206;

Из них женщин – 197;

Процент   укомплектованности 99%;

Обеспеченность на 10.000 населения - 98,01;

Работающие  пенсионеры – 70 (33,9%);

Предпенсионного возраста – 36 (17,4%);

 

МЛАДШИЙ  МЕДИЦИНСКИЙ ПЕРСОНАЛ:

Всего 52;

В.т.ч. младшие  медсестры по уходу    за больными - 43;

Санитарки – 9;

Женщины 52;

Работающие  пенсионеры – 15 (28,8%).

Предпенсионного возраста – 36 (17,4%);

 

Анализ движения медицинских кадров за последние 3 года:

Всего прибыло врачей – 19;

Из них молодые специалисты – 3 (15,7%);

Из общего числа прибывших, местные кадры – 6 (31,5%);

Всего прибыло среднего медицинского персонала – 52;

Из них молодые специалисты – 28 (53,8%);

Из общего числа прибывших, местные кадры – 42 (80,76%);

Всего выбыло врачей – 25;

Всего выбыло среднего медицинского персонала – 73;

 

На 01.01.2021г. в ГБУ РС(Я) «Верхневилюйская ЦРБ» открыты вакансии: врач-анестезиолог-реаниматолог, врач-кардиолог, врач-невролог, врач-оториноларинголог, врач-психиатр-нарколог, врач-терапевт участковый, акушер, фельдшер – 2.

 

Всемирная пандемия показала нецелесообразность оптимизации лечебных пунктов и больниц. Эта касается и Верхневилюйского улуса. Требуются высококвалифицированные врачи узкой специальности, а с внедрением новых цифровых технологий – IT специалисты новой формации с медицинской подготовкой.

В современных реалиях одной из важнейших задач здравоохранения республики стала – открытие центров. Такая политика государства потребует новых кадров.

 

Из кадрового анализа ГБУ РС(Я) «Верхневилюйская ЦРБ» видно, что практически 1/3 медицинского персонала составляют работающие пенсионеры.

Проблематика проекта

1.      Острая нехватка высококвалифицированных врачей, особенно узких специальностей;

2.      Высокая текучесть кадров по разным причинам: неустроенность быта, заключение работниками договоров по программе «Земский доктор/фельдшер» в другой местности, переезжают на другое место жительства по семейным обстоятельствам и т.п.;

3.      Выпускники школ Верхневилюйского улуса не конкурентоспособны в сравнении с другими улусами по предметам естественно – научного цикла;

Цель, задачи проекта

Цель проекта: Внедрение естественнонаучного предпрофильного и профильного обучения медицинской направленности для формирования у обучающихся мотивации к выбору профессиональной деятельности в медицинском направлении, оказание помощи обучающимся в профессиональном самоопределении, становлении, социальной и психологической адаптации.

Задачи проекта:

- изучение особенностей медицинских профессий с точки зрения требований, предъявляемых к определенным качествам человека, обеспечивающим успех в профессии;

- знакомство с современной медициной и узкими специальностями;

- формирование и совершенствование у обучающихся навыков исследовательской и добровольческой деятельности;

- развитие ценностного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих;

Основная идея проекта

Как видно из социокультурного анализа, за последние 3 года из общего числа прибывших и трудоустроенных врачей, всего 31,5% из числа местных жителей, что и сказывается на закрепление врачей в районе. Также из общего числа медицинского персонала – пенсионеры. Требуются молодые специалисты с медицинским образованием и владеющие цифровыми компетенциями.

Основная идея проекта – подготовка конкурентноспособных выпускников медицинского класса, будущих высококвалифицированных врачей, выпускников медицинских ВУЗов.

Проект реализуется на трех уровнях:

Содержательный уровень – совершенствование, углубление теоретических знаний, установление связи с практической профессиональной деятельностью, повышение профессиональной и личностной мотивации, повышение познавательного и профессионального интереса, активности обучающихся, становление критического, диалектического и альтернативного мышления, выработка системных знаний и метазнаний;

Деятельностный уровень – приобретение навыков профессиональной (медицинской) деятельности, формирование умений решать комплексные межпредметные задачи, развитие проектировочных умений, владение которыми обеспечит способность проектировать работу, выбирать технологии, материалы и оборудование, приемлемые и результативные в организации деятельности по профессии, формирование и совершенствование коммуникативных и организаторских навыков, позволяющих строить взаимоотношения и успешно организовывать разные виды деятельности, умение анализировать ситуацию на рынке труда, действовать в соответствии с личной и общественной выгодой, выработка комплексных умений;

Ценностно-развивающий уровень – осознание процесса познания как личностно значимого, формирование добросовестного отношения к труду, творческого отношения к профессиональной деятельности, получение возможности саморазвития, самореализации и самоактуализации в учебной и профессиональной деятельности.

 

В рамках начального общего образования внимание акцентируется на создание условий для формирования у обучающихся познавательных интересов. В 8-9 классах реализуется предпрофильная подготовка и создаются условия для обеспечения сознательного выбора профиля обучения в 10-11 классах. В старших классах в рамках профильного обучения происходит дополнительная внутрипрофильная дифференциация. Для обучающихся в соответствии с их запросами формируются индивидуальные учебные планы по естественнонаучному профилю.

Качество предпрофессионального образования в школе достигается за счет:

- изменения подхода к преподаванию профильных дисциплин (с акцентом на проведение исследований, выдвижение гипотез, решение аналитических и проектных задач);

- практической направленности процесса обучения;

- развитие системы сетевого взаимодействия с вузами медицинской направленности;

Инновационность

По заказу Администрации района, по инициативе школы, 17 мая 2019г. было подписано трехстороннее соглашение между Администрацией МР «Верхневилюйский улус (район)», ГБУ РС(Я) «Верхневилюйская ЦРБ» и МБОУ «Верхневилюйская СОШ №2 им. М.Т. Егорова с естественно – научным направлением», об открытии на базе школы медицинского класса.

Обязательства сторон:

Школа:

- обеспечивают реализацию образовательных программ естественнонаучного профиля медицинской направленности;

- используют 2/3 объема внеурочной деятельности обучающихся для поддержки естественнонаучного профиля медицинской направленности;

- разрабатывают образовательные программы по профильным предметам;

- обеспечивают отбор обучающихся для обучения в медицинских классах, проведении независимой экспертизы эффективности работы медицинских классов;

- организуют практические курсы, профильные олимпиады, научно-практические конференции для обучающихся и педагогических работников медицинских классов;

- проводят мероприятия по популяризации научных знаний.

ГБУ РС(Я) «Верхневилюйская ЦРБ»:

- организуют профориентационную деятельность по знакомству обучающихся с медицинскими профессиями и связанными с ними трудовыми обязанностями;

- участвуют в организации практики обучающихся;
- участвуют в организации проектно-исследовательской деятельности обучающихся;

- участвуют в разработке системы требований к компетенциям выпускников медицинских классов.

- участвуют в отборе обучающихся для обучения в медицинских классах, проведении независимой экспертизы эффективности работы медицинских классов;

участвуют в повышении квалификации учителей, преподающих профильные предметы в медицинских классах;

            Администрация МР «Верхневилюйский уулс (район)»:

- обеспечивают финансирование спецодежды обучающихся медицинских классов;

- обеспечивает финансирование выезда обучающихся медицинских классов в образовательные мероприятия по профилю;

- предоставляют выпускникам медицинских классов целевые места в профессиональные образовательные организации;

Проект «Медицинский класс в сельской школе» объединяет усилия учителей школы, ресурсы всех сетевых учреждений (ГБУ РС(Я) «Верхневилюйская ЦРБ», Малая медицинская академия ФГАОУ ВО СВФУ им. М.К. Аммосова) для реализации естественно – научного направления.

Этапы реализации проекта

1 этап – подготовительный этап (2019 г.). На данном этапе изучение мнений участников образовательного процесса школы о необходимости открытия медицинских классов, подписание соглашений, набор в медицинские классы.

2 этап – этап реализации (2019-2023гг.). На данном этапе по итогам набора в медицинские классы реализуются все запланированные мероприятия по проекту.

3 этап – заключительный (2023г.). На данном этапе проводится анализ работы проекта, распространение опыта работы на различных уровнях.

Механизмы реализации

·         Внесение изменений в ООП школы;

·         Открытие медицинских классов.

·         Углубленное изучение профильных предметов – химии, биологии.

·         Организация проектной деятельности.

·         Организация внеурочной деятельности: История медицины, Основы латинского языка, Основы медицинских знаний,  Основы практической медицины, Оказание первой медицинской помощи.

·         Участие в ВОШ по химии, биологии, экологии.

·         Участие в научно-практических конференциях.

·         Организации и проведение мероприятий ранней предпрофилизации.

·         Волонтерское движение (отряд Волонтеры-медики).

·         Производственная практика непосредственно в учреждениях медицины.

Дорожная карта реализации проекта

Сроки

Ожидаемый результат

Нормативный документ (при наличии)

Нормативно – правовое обеспечение проекта

Январь – май 2019г.

Разработаны нормативно – правовые акты по организации УВП в медицинских классах.

Внесены изменения в ООП школы.

Положение о медицинских классах.

Правила приема в медицинские классы.

Разработка проекта трехстороннего соглашения о сторудничестве по созданию медицинских классов.

Май 2019

Подписан трехстороннее соглашение о сторудничестве по созданию медицинских классов между Администрацией МР «Верхневилюйский улус (район)», ГБУ РС(Я) «Верхневилюйская ЦРБ» и МБОУ «Верхневилюйская СОШ №2 им. М.Т. Егорова с естественно – научным направлением»

Трехстороннее соглашение о сторудничестве по созданию медицинских классов между Администрацией МР «Верхневилюйский улус (район)», ГБУ РС(Я) «Верхневилюйская ЦРБ» и МБОУ «Верхневилюйская СОШ №2 им. М.Т. Егорова с естественно – научным направлением»

Набор в медицинские классы

Июнь – август 2019г.

Комплектованы медицинские 8 и 10 классы

Приказ о комплектовании медицинских классов

Посвящение в медицинский класс

Сентябрь (ежегодно)

Осознан процесс познания как личностно значимого, формирование добросовестного отношения к труду, творческого отношения к профессиональной деятельности, получение возможности саморазвития, самореализации и самоактуализации в учебной и профессиональной деятельности.

Положение о посвящении в медицинские классы

Работа медицинских классов

Сентябрь 2019г. – май 2023г.

Внедрено естественнонаучное предпрофильное и профильное обучение медицинской направленности для формирования у обучающихся мотивации к выбору профессиональной деятельности в медицинском направлении

Эффективная модель профильной школы

Производственная практика на базе ГБУ РС(Я) «Верхневилюйская ЦРБ»

Сентябрь 2019г. – май 2023г.

Приобретены навыки профессиональной (медицинской) деятельности, формирование умений решать комплексные межпредметные задачи, развитие проектировочных умений, владение которыми обеспечит способность проектировать работу, выбирать технологии, материалы и оборудование, приемлемые и результативные в организации деятельности по профессии, формирование и совершенствование коммуникативных и организаторских навыков, позволяющих строить взаимоотношения и успешно организовывать разные виды деятельности, умение анализировать ситуацию на рынке труда, действовать в соответствии с личной и общественной выгодой, выработка комплексных умений;

Программа прохождения производственной практики обучающихся медицинских классов на базе ГБУ РС(Я) «Верхневилюйская ЦРБ»

Каникулярная школа на базе Малой медицинской академии СВФУ им. М.К. Аммосова

Осенние и весенние каникулы

Осознан процесс познания как личностно значимого, формирование добросовестного отношения к труду, творческого отношения к профессиональной деятельности, получение возможности саморазвития, самореализации и самоактуализации в учебной и профессиональной деятельности.

Договор о сотрудничестве с ФГАОУ ВО СВФУ им. М.К. Аммосова. Приказ директора об участии на каникулярной школе Малой медицинской академии

Участие обучающихся на различных конкурсах, проектах

Сентябрь 2019г. – май 2023г.

Осознание процесса познания как личностно значимого, формирование добросовестного отношения к труду, творческого отношения к профессиональной деятельности, получение возможности саморазвития, самореализации и самоактуализации в учебной и профессиональной деятельности.

Положения конкурсов, Приказы об участии в конкурсах. Положение об организации выезда обучающихся на массовые мероприятия

Предполагаемые результаты

·         Конкурентоспособность выпускников медицинского класса в естественно – научном направлении;

·         Повышение качества результатов государственной итоговой аттестации за курс основного общего и среднего общего образования;

·         Устранение дефицита в кадрах района высококвалифицированными медицинскими кадрами из местных жителей.

·          

Критерии оценки предполагаемых результатов

·         Результаты ГИА за курс среднего общего образования по предметам русский язык, биология, химия выше средних показателей региона;

·         Расширена география целевой группы проекта из других населенных пунктов, районов;

·         Повышение показателя удовлетворенности родителей работой медицинского класса по методике Е.Н. Степановой;

·         Высокая доля выпускников медицинского класса, поступающих в ВУЗы медицинского направления;

·         Возрос имидж школы в улусе;

Кадровое обеспечение проекта

В целях эффективной реализации проекта, из каждой сторон назначены ответственные по реализации проекта:

1. Со стороны Администрации МР «Верхневилюйский улус (район)» - Тойтонова Люция Спиридоновна, заместитель главы района по социальным вопросам;

2. Со стороны ГБУ РС(Я) «Верхневилюйская ЦРБ»  - Тумусова Ольга Ивановна, старшая медицинская сестра кабинета профилактики;

3. Со стороны МБОУ «Верхневилюйская СОШ №2 им. М.Т. Егорова с естественно – научным направлением» - Огочонов Леонид Николаевич, заместитель директора по учебной работе;

Школа обеспечена педагогическими кадрами для реализации проекта на 100%:

Учитель химии – 2;

Учитель биологии – 2;

Учитель математики – 2;

Учитель физики – 1;

Учитель информатики – 1;

Учитель русского языка и литературы – 2;

Учитель родного языка и литературы – 2;

Учитель английского языка;

Учитель истории и обществознания – 1;

Учитель физической культуры – 2;

Учитель ОБЖ – 1;

Социальный педагог – 1;

Педагог – психолог – 1;

Педагог – организатор – 1;

Мастер производственного обучения – 1;

Педагог – библиотекарь – 1;

Финансовое обеспечение проекта: источники и объемы финансирования (бюджетное, внебюджетное)

Бюджетное: со финансирование Администрации МР «Верхневилюйский улус (район)» (выезды обучающихся медицинских классов на участие во Всероссийском форуме «Моя будущая профессия - врач», конкурсы, на каникулярные занятия малой медицинской академии СФВУ им. М.К. Аммосова, приобретение оборудования) – 190000,00.

Внебюджетное: средства школы, средства спонсоров, родителей – 500000,00.