Школьная библиотека


ПРИНЯТО                           

на заседании

педагогического совета      

от «24» мая 2012 г. протокол №11                                                                                                                                                                                                                                 

УТВЕРЖДЕНО

Приказом директора

МБОУ ВВСОШ №2 им. М.Т. Егорова

от 24 мая 2012 г. № 36

ПОЛОЖЕНИЕ

о школьной библиотеке с учётом требований  федерального государственного стандарта начального общего образования и основного общего образования

 

1. Общие положения

1.1. Настоящее «Положение о школьной библиотеке с учетом требований федерального государственного стандарта начального общего и основного общего образования» (далее – Положение) разработано на основании приказа «О реализации решения коллегии Министерства образования России» от 1 марта 2004 г. №936 «Об основных направлениях совершенствования деятельности библиотеки учреждений общего образования РФ» от 10.02.2004 г. № 2/2, в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и основного общего образования (далее – ФГОС НОО, ООО), СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29 декабря 2010 г. № 189, Типовым положением об общеобразовательном учреждении, Уставом МБОУ ВВСОШ №2 им. М.Т. Егорова (далее – Учреждение), согласно образовательной программе школы, с целью регулирования режима организации образовательного процесса и регламентации режима занятий обучающихся.

1.2. Библиотека обеспечивает права участников образовательного процесса на бесплатное пользование библиотечно-информационными ресурсами.

1.3. Обеспеченность библиотеки учебными, методическими и справочными документами учитывается при аккредитации общеобразовательного учреждения.

1.4. Цели библиотеки соотносятся с целью образовательного учреждения:
формирование общей культуры личности обучающихся на основе усвоения ФГОС НОО и ООО, создание условий для становления личности школьника, раскрытия его индивидуальных способностей, воспитания гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье, формирование здорового образа жизни.

1.5. Библиотека руководствуется в своей деятельности федеральными законами,
указами и распоряжениями Президента РФ, постановлениями и распоряжениями Правительства РФ и исполнительных органов субъектов РФ, решениями МКУ «Управление образования», Уставом Учреждения, настоящим Положением.

1.6. Деятельность библиотеки основывается на принципах демократии, гуманизма, общедоступности, приоритета общечеловеческих ценностей, гражданственности, свободного развития личности.

1.7. Порядок пользования источниками информации, перечень основных услуг и условия их предоставления определяются настоящим Положением.

1.8. Учреждение несет ответственность за доступность и качество библиотечно-информационного обслуживания библиотеки.

1.9. Организация обслуживания участников образовательного процесса производится в соответствии с правилами техники безопасности и противопожарными, санитарно-гигиеническими требованиями.

 

2. Основные задачи

2.1. Обеспечение участникам образовательного процесса доступа к информации, знаниям, идеям, культурным ценностям посредством использования библиотечно-информационных ресурсов общеобразовательного учреждения на различных носителях: бумажном (книжный фонд, фонд периодических изданий), магнитном (фонд аудио- и видеокассет), цифровом (CD-диски), коммуникативном (компьютерные сети) и иных носителях – при условии компьютеризации библиотеки.

2.2. Воспитание культурного и гражданского самосознания, помощь в социализации обучающегося, развитии его творческого потенциала.

2.3. Формирование навыков независимого библиотечного пользователя: обучение поиску, отбору и критической оценке информации в соответствии с требованиями ФГОС.

2.4. Совершенствование предоставляемых библиотекой услуг на основе внедрения новых информационных технологий и компьютеризации библиотечно-информационных процессов, формирование комфортной библиотечной среды при условии компьютеризации библиотеки.

2.5. Пополнение и сохранение фондов библиотеки учебно-методическими пособиями, отвечающим требованиям реализации новых ФГОС НОО и ООО.

 

3. Основные функции

Для реализации основных задач библиотека:

3.1. Формирует фонд библиотечно-информационных ресурсов школы:

-        комплектует универсальный фонд учебными, художественными, научными, справочными, педагогическими и научно-популярными документами на бумажных и электронных носителях информации;

-        пополняет фонд информационными ресурсами сети Интернет, базами и банками данных других учреждений и организаций;

-        осуществляет размещение, организацию и сохранность документов библиотеки.

3.2. Организует и ведет справочно-библиографический аппарат:

-        каталоги, тематические карточки, электронный каталог;

-        разрабатывает рекомендательные библиографические пособия (списки, обзоры, указатели и т. п.);

-        обеспечивает информирование пользователей об информационной продукции.

3.3.Осуществляет дифференцированное библиотечно-информационное обслуживание обучающихся:

-        предоставляет информационные ресурсы на различных носителях наоснове изучения их интересов и информационных потребностей;

-        создает условия для реализации самостоятельности в обучении, познавательной, творческой деятельности;

-        организует обучение навыкам независимого библиотечного пользователя' информации, содействует интеграции комплекса знаний, умений и навыков работы с книгой и информацией;

-        оказывает информационную поддержку в решении задач, возникающих в процессе их учебной, самообразовательной и досуговой деятельности;

-        организует массовые мероприятия, ориентированные на развитие общей и читательской культуры личности, оказывает содействие при организации внеурочной деятельности, организуемой в условиях реализации ФГОС НОО и ООО, содействует развитию критического мышления;

-        содействует членам педагогического коллектива и администрации учреждения в организации образовательного процесса и досуга обучающихся.

3.4. Осуществляет библиотечно-информационное обслуживание педагогических работников:

-        удовлетворяет запросы, связанные с обучением, воспитанием и здоровьем детей;

-        удовлетворяет запросы в области педагогических инноваций и новых технологий;

-        содействует профессиональной компетенции, повышению квалификации, проведению аттестации;

-        создает банк педагогической информации как основы единой информационной службы общеобразовательного учреждения, осуществляет накопление, систематизацию информации по предметам, разделам и темам;

-        организует доступ к банку педагогической информации на любых носителях; просмотр электронных версий педагогических изданий;

-        осуществляет текущее информирование (дни информации, обзоры новых
поступлений и публикаций);

-        поддерживает деятельность педагогических работников в области создания информационных продуктов (документов, баз данных, Web-страниц и т. п.);

-        способствует проведению занятий по формированию информационной культуры.

3.5.Осуществляет дифференцированное библиотечно-информационное обслуживание родителей обучающихся:

-        удовлетворяет запросы пользователей и информирует о новых поступлениях в библиотеку, в том числе способствующих реализации ФГОС НОО и ООО;

-        консультирует по вопросам организации семейного чтения, знакомит с информацией по воспитанию детей;

-        консультирует по вопросам учебных изданий для обучающихся.

 

4. Организация деятельности библиотеки

4.1. Наличие укомплектованной библиотеки в классах, реализующих ФГОС.

4.2. Структура библиотеки: абонемент, читальный зал, хранилище учебников.

4.3. Библиотечно-информационное обслуживание осуществляется в основе библиотечно-информационных ресурсов в соответствии с учебным и воспитательным планом школы, программами, проектами и планом работы библиотеки.

4.4. Библиотека вправе предоставлять платные библиотечно-информационные услуги, перечень которых определяется Уставом Учреждения.

4.5. Спонсорская помощь, полученная библиотекой в виде целевых средств на комплектование фонда и закупку оборудования, не влечет за собой снижения нормативов и абсолютных размеров финансирования из бюджета Учреждения.

4.6. В целях обеспечения модернизации библиотеки в условиях информатизации образования, перехода на новые ФГОС и в пределах средств, выделяемых учредителями, Учреждение обеспечивает библиотеку:

-     гарантированным финансированием комплектования библиотечно-информационных ресурсов, предусмотренных в Учреждении;

-     необходимыми служебными и производственными помещениями в соответствии со структурой библиотеки и нормативами по технике безопасности эксплуатации компьютеров (отсутствие высокой влажности, запыленности помещения, коррозионно-активных примесей или электропроводящей пыли) и в соответствии с положениями СанПиН;

-     современной электронно-вычислительной, телекоммуникационной, копировально-множительной техникой и необходимыми программными продуктами;

-     ремонтом и сервисным обслуживанием техники и оборудования библиотеки;

-     библиотечной техникой и канцелярскими принадлежностями.

4.7. Школа создает условия для сохранности аппаратуры, оборудования и имущества библиотеки.

4.8. Ответственность за систематичность и качество комплектования основного фонда библиотеки, комплектование учебного фонда в соответствии с федеральными перечнями учебников и учебно-методических изданий, создание необходимых условий для деятельности библиотеки несет директор школы в соответствии с уставом учреждения.

4.9. Режим работы библиотеки определяется  школьным библиотекарем в соответствии с правилами внутреннего распорядка общеобразовательного учреждения. При определении режима работы библиотеки предусматривается выделение:

-        времени для ежедневного выполнения внутрибиблиотечной работы;

-        одного раза в месяц – санитарного дня, в который обслуживание пользователей не производится;

4.10. В целях обеспечения рационального использования информационных ресурсов в работе с детьми библиотека Учреждения взаимодействует с библиотеками других образовательных учреждений района.

 

5. Управление библиотекой.

5.1.Управление библиотекой осуществляется  в соответствии с законодательством РФ, РС(Я) и штатным расписанием Учреждения.

5.2. Общее руководство деятельностью библиотеки осуществляет директор Учреждения.

5.3. Руководство библиотекой осуществляет школьный библиотекарь, который несет ответственность в пределах своей компетенции перед директором Учреждения, обучающимися, их родителями за организацию и результаты деятельности библиотеки, в соответствии с функциональными обязанностями, предусмотренными квалификационными требованиями, трудовым договором и уставом общеобразовательного учреждения.

5.4. Школьный библиотекарь назначается директором учреждения, является членом педагогического коллектива и входит в состав педагогического совета общеобразовательного учреждения.

5.5. Методическое сопровождение деятельности библиотеки обеспечивает главный специалист по учебным фондам и школьным библиотекам муниципального казенного учреждения «Управление образования» муниципального района «Верхневилюйский улус (район)».

5.6. Школьный библиотекарь разрабатывает и представляет директору Учреждения на утверждение следующие документы:

-        положение о библиотеке,

-        правила пользования библиотекой;

-        положение о платных услугах библиотеки (если такие услуги предусмотрены Уставом школы);

-        планово-отчетную документацию;

-        план работы на текущий год;

-        анализ работы библиотеки по итогам года.

5.7. Работник библиотеки может осуществлять педагогическую деятельность. Совмещение библиотечно-информационной и педагогической деятельности осуществляется работником библиотеки только на добровольной основе.

5.8. Трудовые отношения работников библиотеки и общеобразовательного учреждения регулируются трудовым договором, условия которого не должны противоречить законодательству Российской Федерации о труде.

 

6. Права и обязанности школьного библиотекаря.

6.1. Школьный библиотекарь имеет право:

-        самостоятельно выбирать формы, средства и методы библиотечно-информационного обслуживания образовательного и воспитательного процессов  в соответствии с целями и задачами, указанными в Уставе общеобразовательного учреждения и Положении о библиотеке общеобразовательного учреждения;

-        проводить в установленном порядке оплачиваемые факультативные занятия, уроки и кружки библиотечно-библиографических знаний информационной культуры;

-        определять источники комплектования информационных ресурсов;

-        изымать и реализовывать документы из фондов в соответствии с инструкцией по учету библиотечного фонда;

-        определять в соответствии с правилами пользования библиотекой, утвержденными руководителем общеобразовательного учреждения, и по согласованию с профсоюзным комитетом или Советом школы виды и размеры компенсации ущерба, нанесенного пользователями библиотеки;

-        вносить предложения директору Учреждения по совершенствованию оплаты труда, в том числе надбавок, доплат и премирования за дополнительную работу, не входящую в круг основных обязанностей библиотекаря;

-        участвовать в управлении общеобразовательным учреждением в порядке, определенном Уставом  Учреждения;

-        быть представленными к различным формам поощрения, наградам и знакам отличия, предусмотренным для работников образования и культуры;

-        участвовать в соответствии с законодательством Российской Федерации и Республики Саха (Якутия), нормативно-правовыми актами муниципального района «Верхневилюйский улус (район)», муниципального казенного учреждения «Управление образования».

6.2. Школьный библиотекарь обязан:

-        обеспечить пользователям возможность работы с информационными ресурсами библиотеки;

-        информировать пользователей о видах предоставляемых библиотекой услуг;

-        обеспечить научную организацию фондов и каталогов;

-        формировать фонды в соответствии с утвержденными федеральными перечнями учебных изданий, требованиям ФГОС, образовательными программами общеобразовательного учреждения, интересами, потребностями и запросами всех категорий пользователей;

-        совершенствовать информационно-библиографическое и библиотечное обслуживание пользователей;

-        обеспечивать сохранность использования носителей информации, их систематизацию, размещение и хранение;

-        обеспечивать режим работы в соответствии с потребностями пользователей и работой общеобразовательного учреждения;

-        отчитываться в установленном порядке перед руководителем общеобразовательного учреждения не реже 1 раза в год;

-        повышать квалификацию.

 

7. Права и обязанности пользователей библиотеки

7.1. Пользователи библиотек имеют право:

-        получать полную информацию о составе библиотечного фонда, информационных ресурсах и предоставляемых библиотекой услугах;

-        пользоваться справочно-библиографическим аппаратом библиотеки;

-        получать консультационную помощь в поиске и выборе источников информации;

-        получать во временное пользование на абонементе и в читальном зале печатные издания, аудиовизуальные документы и другие источники информации;

-        продлевать срок пользования документами;

-        получать тематические, фактографические, уточняющие и библиографические справки на основе фонда библиотеки;

-        получать консультационную помощь в работе с информацией на нетрадиционных носителях при пользовании электронным и иным оборудованием при условии компьютеризации;

-        участвовать в мероприятиях, проводимых библиотекой;

-        пользоваться платными услугами, предоставляемыми библиотекой согласно Уставу общеобразовательного учреждения и Положению о платных услугах, утвержденному руководителем общеобразовательного учреждения (при наличии платных услуг);

-        обращаться для разрешения конфликтной ситуации к Конфликтной комиссии или директору Учреждения.

7.2. Пользователи библиотеки обязаны:

-        соблюдать правила пользования библиотекой;

-        бережно относиться к произведениям печати (не вырывать, загибать страниц, не делать в книгах подчеркиваний, пометок), иным документам на различных носителях, оборудованию, инвентарю;

-        поддерживать порядок расстановки документов в открытом доступе библиотеки, расположения картотек в каталогах и картотеках;

-        пользоваться ценными и справочными документами только в помещении библиотеки;

-        убедиться при получении документов в отсутствии дефектов, а при обнаружении проинформировать об этом работника библиотеки. Ответственность за обнаруженные дефекты в сдаваемых документах несет последний пользователь; возвращать документы в библиотеку в установленные сроки;

-        заменять документы библиотеки в случае их утраты или порчи им равноценными либо компенсировать ущерб в размере, установленном правилами пользования библиотекой;

-        полностью рассчитаться с библиотекой по истечении срока обучения или работы в общеобразовательном учреждении.

7.3. Порядок пользования библиотекой:

-        запись обучающихся общеобразовательного учреждения в библиотеку производится по списочному составу класса в индивидуальном порядке, педагогических и иных работников общеобразовательного учреждения, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся – по паспорту;

-        перерегистрация пользователей библиотеки производится ежегодно;

-        документом, подтверждающим право пользования библиотекой, является читательский формуляр;

-        читательский формуляр фиксирует дату выдачи пользователю документов из фонда библиотеки и их возвращения в библиотеку.

7.4. Порядок пользования абонементом:

-        максимальные сроки пользования документами, учебниками, учебными пособиями – учебный год;

-        научно-популярная, познавательная, художественная литература – 10 дней;

-        периодические издания, издания повышенного спроса – 5 дней;

-        пользователи могут продлить срок пользования документами, если на них отсутствует спрос со стороны других пользователей.

7.5. Порядок пользования читальным залом:

-        документы, предназначенные для работы в читальном зале, на дом не выдаются;

 

-        энциклопедии, справочники, редкие, ценные и имеющиеся в единственном экземпляре документы выдаются только для работы в читальном зале.